18+
Герб
Рекламный баннер 980x90px unterhead
Архив
Рекламный баннер 300x200px left-1
Мы в соцсетях
Рекламный баннер 300x600px left-2
Рекламный баннер 300x60px right-1
Рекламный баннер 300x60px right-2

История г. Бор: завод "Теплоход"

06:39 21.01.2022 16+
8143
История г. Бор: завод "Теплоход"

Завод "Нижегородский теплоход" был одним из первенцев промышленности на Бору.

История завода началась до революции. Один из крупнейших судовладельцев на Волге, Дмитрий Васильевич Сироткин, задумал модернизировать свой флот.

Он хотел построить новый тип нефтеналивных барж большей вместимости, заменить на буксирах паровые двигатели на тепловые, более экономичные.

Место для будущего завода выбрали не сразу. Рассматривали устье Везломы, Моховые горы, в итоге остановились на песчаных дюнах рядом с оз. Мордово, его хотели соединить искусственным каналом с Волгой.
В 1911 г. Сироткин арендовал 4 десятины земли у крестьянского общества за 500 рублей в год. Летом было заложено первое судно - баркас "Кашевар".

К 1914 году на заводе действовали чугунолитейный, столярно-модельный, механический, котельно-судостроительный цехи и кузница.
Строили флот для перевозки нефти и нефтепродуктов: нефтеналивных барж, теплоходных буксиров и самоходных нефтеналивных судов - речных танкеров.
Изготавливали главные и вспомогательные двигатели и механизмы, такелажи и оснастку судов.

Во время 1 мировой войны завод выпускает стальные снаряды, чугунные бомбы, подковы для лошадей и шипы, тральщики, минно-сетевые заградители.

В декабре 1918 года завод национализировали. Через некоторое время Д.В. Сироткин покидает Россию. Оставшуюся часть жизни он прожил за границей.

В начале 20-х годов заказов почти не остается, численность рабочих сокращается с 1200 до 29 человек.
В 1922 году завод передают управлению строительством железной дороги Нижний Новгород- Котельничи, корпуса перестроили под железнодорожные мастерские, которые обслуживали паровозы и вагоны, участвовали в ремонте дороги.
Дорога была построена в 1927 году, и до 1932 г. завод фактически простаивал.

С развитием промышленности в 30-е годы возрождается и "Теплоход". Открывают новый перспективный цех - сталелитейный. В 1934 году возобновляется строительство барж, строятся понтоны разного назначения.

В годы войны коллективу ставят новую задачу - освоить выпуск боеприпасов. Также производятся запчасти для судоремонта: винты, детали плавучих кранов, якоря.

До 60-х годов основной продукцией завода были паровые котлы и машины.

В 50-х годах "Теплоход" начал строить технические суда. Тогда же был прорыт канал с Волги в Мордово озеро.
На заводе начали выпуск машин-земснарядов.
Борчане одними из первых освоили выпуск плавучих дизель-электрических кранов. Технические решения находили инженеры завода, опыт постройки таких кранов отсутствовал. До конца 20-го века завод строил судовое и портовое оборудование.

В 2008 году ОАО "Завод Нижегородский теплоход" переходит на судостроение: буксиры, картографические, водолазные, аварийно-спасательные катера.
Сейчас основное назначение завода - строительство вспомогательных и технических судов.

Многие поколения борчан связали свою жизнь с "Теплоходом". В советские годы заводчан объединяла не только работа: образовывались творческие коллективы, спортивные команды, вместе отмечали дни рождения и праздники.
Название "Теплоход" встречается и в повседневной жизни борчан: в советские времена - крупный торговый центр, больница, а дом культуры до сих пор сохранил свое название.

#история_бор

Оставить сообщение